Городецкий пряник
  
  
Статьи [27]
Главная » Статьи

Тайна городецкого пряника
Печатные пряники являлись неотъемлемой частью традиционного русского быта. В старину с ними были связаны многие обряды. Есть мнение, что появление на рынке городецких пряников, известных своим изумительным печатным рисунком и неповторимым вкусом и за пределами России, связано с печально знаменитым расколом и с именами двух главных попов того времени — Никона и Аввакума, родившихся в Нижегородской области.

Началось всё, как обычно, с благих намерений навести порядок в церковных делах. Как и что нужно делать, никто, как водится, толком не знал, поэтому споров и разногласий между Аввакумом и Никоном было немереное количество. В период смутного времени всегда находятся люди, наживающие себе «под шумок» неплохие капиталы. Таким оказался Никон, прибравший к своим рукам многие монастыри со всем имеющимся в них богатством. Задабривая царя Алексея Михайловича подарками, Никон получил сан патриарха Руси и царскую поддержку во всех начинаниях. Одним из подарков от Никона были всегда славившиеся вяземские пряники. Царь охотно и с удовольствием угощал ими своих гостей. Тогда Аввакум, имевший сан протопопа, к этому времени уже понявший, что не книги и порядки надо упорядочивать, а самих церковников перевоспитывать, решил в борьбе с Никоном прибегнуть к помощи заволжских друзей.

Пономарь Ерофеич, по прозвищу Заноза, служивший звонарём в городецкой церкви, и жена его Ерофеиха встретили дорогого гостя с радушием и уважением. Пономарь на всё Заволжье славился своей страстью к хмельным напиткам, потому и друзей у него было много, а Ерофеиха с приёмной дочкой Дарьей, чтобы как-то прокормиться, выпекали пряники. Дарья их на базаре продавала, припевая: «Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые! То и малым ребятишкам, то и старым старикам! Сами печём, отдаём нипочём — с пылу, с жару, алтын за пару!».

Быстро у Дарьи пряники разбирали. Знал это Аввакум и долго с пономарём шептался. Ерофеич после этого разговора пошёл к Луке Грому, кузнецу и жестянщику, и Фоке Калёному, известному резчику и художнику. Работы мастера Луки славились своим качеством: посуда не зеленела, не ржавела, а на противнях можно было выпекать, не смазывая их маслом: тесто не пригорало. Фока же так доски и прялки расписывал, что женщины от работы не могли оторваться.

Под вечер Лука и Фока принесли в избушку звонаря необычные противни и пряничные доски — на противнях для каждого пряника своё место-гнездышко, а на печатных досках картинки с узорами. Ерофеиха с Дарьей сразу за дело принялись, всю ночь трудились. Уже утром Аввакум мог оценить мастерство женщин. На столе и лавках лежало несчетное количество небольших загорелых, отливающих бронзой кирпичиков, с чётко пропечатанными картинками: патриарх Никон с хвостом и рогами и с поясняющей надписью: «Собака Никон бедных грызет!», царь в короне и с державой в руке под охраной чертей: «Царю Алексею в аду сидеть, в котле кипеть!».

Это и были самые первые городецкие пряники и по виду, и по вкусу. Их и повёз Аввакум царю в подарок, поспев на праздничный пир, где, кроме царской родни присутствовали знатные князья, бояре, попы и сам Никон. Десерт в виде преподнесённых пряников всем понравился, но в праздничном угаре на рисунки внимания не обратили (те, кто заметил, видимо, решили промолчать). Только наутро Алексей Михайлович их обнаружил, когда его сыновья оставшиеся пряники делили и спорили: «Дай мне одного чёрта Никона!», «А ты дашь мне царя в котле?», «Давай поменяем кукиш на каракулю!». (Кукишем во время раскола называли трёхперстное крещение, а каракулей — никоновское благословение).

Аввакума, естественно, за такие дела в Сибирь отправили. Покупать такие пряники строго-настрого запретили, ослушавшихся ждала тюрьма и телесные наказания. Но, как говорится, запретный плод сладок, и пряничное дело в Городце расцветало и набирало силу. Ерофеиха у печки стояла, Лука и Фока противни и пряничные доски изготавливали, а Дарья пряники на базар носила, где раскупались они в основном для души — люди с удовольствием разглядывали картинки, на которых черти поджаривали бояр, а попов справедливо называли грабителями и распутниками.

Но это всё легенды. Достоверно время возникновения выпечки печатных пряников в Городце неизвестно. Есть, правда, упоминание, что голштинского посла Адама Олеария, посетившего Нижний Новгород в июле 1636 года, «поразило местное лакомство — медовые пряники, искусно выпекаемые жителями села Городца на Волге». Довольно определённо о местном пряничном промысле можно говорить применительно к концу XVIII века (сохранились записи современников и датированные городецкие пряничные доски). Развитие местного пряничного дела историки связывают с ростом хлебной торговли и близостью Нижнего Новгорода. В 1865 году городецкая пристань являлась одной из трёх главнейших хлебных пристаней губернии (наряду с лысковской и воротынской). Отвозились пряники преимущественно на Нижегородскую ярмарку, откуда, кроме Поволжья, распространялись по Европе, а также по Волге на восток и север (для обмена на меха).

Характерной чертой городецких пряников было то, что они достигали внушительного веса и размера. В толковом словаре В.И. Даля (1863–1866 г.г.) указано: «Пряники бывают одномёдные, медовые, сусляные, сахарные; битые (до пуда весом), коврижки, жемки, жемочки, орехи, фигурные, писаные, печатные и пр.». Всего в конце XIX века в Городце выпекали до 30 сортов пряников, «различающихся и величиной (от самых мелких, так называемых закусочных, до аршинных), и вкусом».

С печатными пряниками был связан обычай подношения их в качестве дорогого подарка на именины или по другим торжественным случаям. Для этого выпекались пряники большого размера со специально заказанных нарядных и богато украшенных печатных досок. Традиция подношения «почётных» пряников в Городце просуществовала до начала XX века.

Сохранилась информация, что в августе 1885 года в Балахну должен был приехать Великий князь Владимир Александрович, но из-за сильного дождя поездка не состоялась, и встречали князя в Нижнем Новгороде. В качестве хлеба-соли ему преподнесли два городецких пряника весом 25 кг и 11,9 кг.

В 1895 году по случаю совершившегося бракосочетания императора ему преподнесли на большом деревянном блюде (изделие кустарей Семёновского уезда) громадный свадебный пряник. Пряник был квадратный, испечённый из пшеничной муки крупчатки высшего сорта, смешанной с чистым мёдом. Каждая его сторона составляла 71 см, толщина пряника была 18 см, вес — 19,7 кг. В средине пряника был изображён государственный герб, по краям надпись: «Их Императорским Величествам Государю Императору Николаю Александровичу и Государыне Императрице от старообрядцев села Городца Нижегородской губернии».

3 января 1898 года на торжественное открытие библиотеки-читальни в Городец прибыл нижегородский губернатор П.Ф. Унтербергер с супругой. Попутно они посетили разные общественные учреждения, где их встречали с хлебом-солью и трижды с печатными пряниками. Через несколько месяцев в аудитории новой библиотеки с успехом выступила труппа нижегородских артистов, которым от местного купечества было поднесено два пряника, весом по 8,2 кг каждый. В мае того же 1898 года в селе состоялись торжественные проводы плывшей по Волге передвижной пожарной выставки, и комиссару выставки также преподнесли большой городецкий пряник на вышитом полотенце.

Судя по адрес-календарям Нижегородской ярмарки конца XIX века, торговлю пряниками на ней вели нижегородские, городецкие и тульские торговцы. В 1890–1895 годах тульские пряничники торговали в магазинах Главного дома, в лавках Оружейного ряда, в Малом Овощном ряду, в Пассаже детских приютов. Два нижегородца продавали пряники во Фруктовом ряду. Непосредственно в Пряничном ряду торговали пряниками городчане. В 1893 году это были богатые крестьяне Александр Максимович Бахарев (торговал в лавках, арендуемых у нижегородского купца Губина), Андрей Романович Беляев (имел собственные лавки), а также мещанка Любовь Андреевна Щербакова (арендовала лавки у одного лысковского крестьянина). Видимо, Бахарев и Щербакова не были чужими людьми, поскольку адрес-календарь указывает, что последняя живёт в селе Городце в доме Бахаревых.

Известной династией пряничников были также Беляевы. В 1804 году на городецком базаре торговал пряничник Михаил Беляев, а в 1830 году — Максим и Алексей Беляевы. В начале XX века, кроме Беляевых и Бахаревых, в Городце работали пряничники Волжанкины, Глазуновы, Гороховы, Гуняковы, Лемеховы, Романычевы, Синцовы, Щербаковы и др.

Сравнив все приведённые фамилии с описью старообрядческих семей, можно заметить, что большинство городецких пряничников были староверами. Возможно, поволжские сказания содержат в своей основе вполне реальные события...
Категория: Статьи | Добавил: aduser (07.05.2010) | Автор: Сивакина Н.
Просмотров: 1717
Форма входа
 
  
Городецкий пряник © 2025 Используются технологии uCoz